Главная \ Статьи \ Полная история рекламы. Часть 21. История рекламы в России в 17-18 веках

Полная история рекламы. Часть 21. История рекламы в России в 17-18 веках

 Уличные крики в европейских столицах (Лондоне, Риме и Париже) были записаны, а в последствии и изданы в соответствующих сборниках ("Крики Лондона", "Крики Рима" и "Крики Парижа"). В России изданием подобных сборников никто не занимался, однако это еще не означает, что данного вида рекламы в России не существовало. На каждой ярмарке и каждом рынке раздавались многочисленные крики, которые призывали купить определенный товар. Стоит также отметить, что до сих пор остается неизвестным, существовали ли на этих торговых точках купцы или специальные торговые глашатаи, которые своим криком сами рекламировали товар.
 В России, пожалуй, наиболее ранним видом в области графической рекламы стали лубочные картинки, на которых можно найти не только изображение товаров, но иногда и их описание. Найти такие рекламные листочки можно в известной коллекции лубков Дмитрия Александровича Ровинского, которая может похвастаться несколькими тысячами образцов. Все эти картинки служили, преимущественно, развлекательным целям, поэтому и реклама в них содержит большую долю юмора.
 В России 17-18 веков стали появляться афиши, на которых обычно рекламировались правительственные и частные мероприятия. Начиная с 12-го июня 1783-го года и по 19-ое марта 1883-го года государству принадлежало право на производство афиш. Афиши печатались тогда по заказу театральных трупп и театров типографией департамента уделов, которые находились при казенной администрации.
 В 18-ом веке собственными театрами обзавелись многие дворяне. Актерами в них стали крепостные крестьяне. Сегодня в архивах и музеях можно найти афиши, которые содержали анонс подобных зрелищ.
 Обычно старые русские афиши подробно излагали содержание всего спектакля, а также перечисляли действующих лиц. В качестве примера можно рассмотреть небольшой фрагмент такой афиши от 11-го мая 1828-го года, которая сообщала о представлении в имении Юрасовских, в крепостном театре уезда Болховского: "Сего числа - по особливому сказу опосоля обеду крепостными людьми прапорщика Денисовича Алексея вместе с крепостными брата его, майора Денисовича Петра, при участии духовного хора Юрасовских Александры Денисовны. На театре Сурьянинском будет представлено: "Благодетельный Алжирец" или "Разбойники Средиземного моря". Большой пантомимный балет в трех действиях, сочинение Глушковского, со сражениями и великолепным спектаклем (..) Тришка Барков, крепостной Юрасовского  Петра Денисовича, у всех на глазах проделает такие удивительные шутки... быстро заиграет на свирели, по собачьи забрешит, кошкой замяучит, телкой и коровой замычит, медведем заревет, петухом запоет, курицей закудахчет, как ребенок заплачет, голодным волком завоет, как собака завизжит, как голубь заворкует и кричать совою примется".

 Продолжение читайте тут: Часть 22. Примеры афиш и лишение государства монополии на производство афиш.